Брусилов был потомственным военным, его пра­дед, дед и отец служили в рядах русской армии на протяжении двух столетий. Его отец Алексей Николаевич Брусилов участвовал в Отечественной войне 1812 г., сражался с армией Наполеона, дослужился до чина генерал-лейтенанта (1856 г.). Буду­щий полководец был, что называется, поздним ребенком: при его рождении отцу уже миновало шестьдесят шесть лет, а матери приближалось к двадцати восьми.

Их брак оказался счастливым. Супруги нежно любили и заботились друг о друге. Пошли дети. Один за другим появились на свет четверо мальчиков: Алексей, Борис, Александр и Лев. Александр скончался во младенчестве, а трое других росли крепкими, веселыми и здоровыми, радуя родителей и родных.

Алексей Брусилов - воспитанник Пажеского корпуса

Алексей Брусилов — воспитанник Пажеского корпуса

Старший – Алексей Алексеевич Брусилов родился 19 августа (31) 1853 г. в Тифлисе. Алексею едва исполнилось шесть лет, когда скоропостижно от воспаления лёгких скончался отец. От горя у матери открылась скоротечная чахотка, ничто не могло ей помочь, и она скончалась, пережив своего супруга всего на четыре ме­сяца… Трое малолетних братьев за полгода стали круглыми сиротами. Детей взяли на воспитание бездетные сестра матери и её супруг.

В дядином доме мальчики стали истинно родными детьми. Их не баловали, напротив — приучали к поряд­ку и послушанию, но окружала их искренняя лю­бовь. Приёмные родители дали им пре­красное образование. Алексей, например, владел французским языком совершенно сво­бодно, немецким чуть-чуть похуже, неплохо английским. Дети изучали всемирную и русскую исто­рию, учились музыке, овладели фортепьяно, участвовали в музыкальных вечерах.

Пажеский корпус

Пажеский корпус

В 1867 г. Алексей Брусилов успешно поступил в Пажеский корпус в Петербурге — самое привилегированное военно-учебное заведение России, а зачислили его сразу в тре­тий класс. В характеристике на юного воспитанника Пажеского корпуса Брусилова есть такие слова: «Характера резного и даже шаловли­вого, но добр, прямодушен и чистосердечен…» Из-за лени в пятом классе не выдержал экзаменов и был оставлен на второй год. Год Алексей провел в Кутаиси, у дяди. Много занимался. Сразу сдал экзамен не только за пятый класс, но и за следующий — тот, который он пропустил.

Брусилов А.А. - офицер 15-го драгунского Тверского полка

Брусилов А.А. — офицер 15-го драгунского Тверского полка

Летом 1872 г. он окончил корпус далеко не первым по успеваемости. Средства не позволяли Брусилову жить в Петербурге и служить в гвардии. Поэтому молодой прапорщик Алексей Брусилов был направлен в 15-й Тверской драгунский полк. В 1874 г. Брусилов был произведён в поручики. В 1873-1878 гг. он – полковой адъютант драгунского Тверского полка. С  полком участвовал русско-турецкой войне 1877-1878 гг. на Кавказе. В октябре 1878 г. Брусилов был произведён в штабс-капитаны.

Генерал-адъютант Брусилов А.А.

Генерал-адъютант Брусилов А.А.

За отличие и доблесть в боях с турками при взятии крепостей Ардаган (4 и 5 мая 1877 г.) и Карс (3 сентября 1878 г.) Брусилов А.А. был награждён орденами святого Станислава 3-й и 2-й степени, а также орденом святой Анны 3-й степени за мужество, проявленное в боях 23 и 24 августа 1877 г.

В октябре 1881 г. Алексей Брусилов поступил в Офицерскую кавалерийскую школу в Петербурге, которую с отличием окончил в 1883 г. и в чине ротмистра был зачислен адъютантом школы.

В 1884 г. ротмистр Брусилов вступил в законный брак с Анной Николаевной фон Гагенмейстер, в 1887 г. у них родился сын, названный по отцу Алексеем. В кавалерийской школе Брусилов пользовался уважением как хороший педагог и отличный кавалерист. В 1891 г. подполковник Брусилов был назначен начальником отдела (факультета) эскадронных и сотенных командиров.

Генерал Брусилов А.А., 1915 г.

Генерал Брусилов А.А., 1915 г.

В 1898 г. полковник Брусилов А.А. был назначен помощником начальника кавалерийской школы. Хочется отметить, что Брусилов был хорошим педагогом и воспитате­лем, долгое время возглавляя подготовку высших кавалерийских кадров, он ви­дел боевую мощь армии, прежде всего, в знаниях и умении командного состава управлять войсками, а также в прочных бое­вых навыках солдат. Сослуживцы признавали, что Брусилов отменный администратор и отличный кавалерист. 6 мая 1900 г. высочайшим приказом его производят в генерал-майоры.

Надо подчеркнуть, что Брусилов заслуженно пользовался большим расположением великого князя Николая Николаевича, бывшего в ту пору главным инспектором кавалерии, в феврале 1902 г. он подписал приказ о назначении Алексея Алексеевича начальником Офицерской кавалерийской школы. 19 апреля 1906 г. генерал-майор Брусилов А.А. стал начальником 2-й гвардейской кавалерийской дивизии.

В 1908 г. Алексей Алексеевич овдовел. В том же году Брусилов-младший окончил Пажеский корпус и был зачислен в лейб-гвардии Конно-гренадерский полк – один из тех полков, которыми командовал его отец. Однако между Брусиловыми отцом и сыном не сложилось душевной близости, в чём видел свою вину Брусилов-старший.

Генерал Брусилов А.А. с супругой Надеждой Владимировной

Генерал Брусилов А.А. с супругой Надеждой Владимировной

В Петербурге Брусилов начал остро ощущать своё одиночество, он решил вернуться в войска. 6 декабря 1908 г. Брусилов А.А. был произведён в генерал-лейтенанты, а в начале января следующего года отбыл к месту нового назначения – командиром 14-го армейского корпуса под Люблин. В 1909 г. Брусилова постигло новое несчастье – скончался его младший брат вице-адмирал Лев Брусилов. Одиночество генерала тяготило и в конце 1910 г. он женился на Надежде Владимировне Желиховской, за которой ухаживал ещё в молодые годы.

15 мая 1912 г. Брусилов был назначен помощником командующего войсками Варшавского военного округа. Брусилов писал жалобы Николаю II и военному министру Сухомлинову В.А. на своего непосредственного начальника Варшавского генерал-губернатора — генерал-адъютанта Скалона Г.А. В декабре Брусилов был произведён в генералы от кавалерии, а в августе 1913 г. получил назначение командиром 12-го корпуса в Киевском военном округе.

С началом Первой мировой войны Брусилов был назначен командующим 8-й армией Юго-Западного фронта. Назначение на этот пост оказалось для него несколько неожиданным: по мирному расписанию Брусилов должен был командовать на Северо-Западном фронте 2-й армией, той самой армией, которая в августовские дни 1914 г. под командованием Самсонова А.В. потерпела поражение в Восточной Пруссии.

Начальником штаба 8-й армии стал генерал Ломновский П.Н. Получив приказ о наступлении, 7 (20) августа войска 8-й армии пересекли государственную границу и начали движение вглубь Галиции. Вначале боевые действия носили характер быстротечных столкновений. Австро-венгерское командование не ожидало, что русские смогут так быстро сосредоточить крупную группировку войск на левам крыле Юго-Западного фронта.

Противник не стал обороняться ни на реке Серет, ни на реке Стрыпе, поэтому 3-я и 8-я русские армии стремительно двигались на Львов и Галич. 16-18 (29-31) августа на реке Гнилая Липа произошло ожесточённое сражение, австрийцы оказали упорное сопротивление, но в конце 3-го дня спешно отступили, бросая оружие и обозы. 21 (3 сентября) августа части армии Брусилова вошли в оставленный противником Львов, на следующий день овладели Галичем, в ночь на 24-е почти без потерь был взят Миколаев.

Так блестяще для 8-й армии Брусилова завершилась Галич-Львовская операция, ставшая значительным этапом в Галицийской битве. 23 августа 1914 г. Брусилов был награждён орденом святого Георгия 4-й степени. В Гродекском сражении 30 августа (12 сентября) австрийцы, имея преимущества в силах, понесли огромные потери – до 50% состава. В плен сдавались тысячами, особенно солдаты славянских стран: чехи, сербы, словаки. Об этом прекрасно написано Я. Гашеком в «Похождениях бравого солдата Швейка».

Русские войска продолжали наступать, 3-я армия блокировала Перемышль, а 8-й армии было приказано прикрывать блокаду крепости. Войска Брусилова сражались в предгорьях Карпат. На помощь Австро-Венгрии немцы перебросили в Польшу 9-ю армию Гинденбурга. Брусилов назначается начальником Галицийской группы, в задачу которой входило прикрытие Львова и блокада Перемышля. 18 сентября Брусилова наградили орденом святого Георгия 3-й степени.

В октябре войска Брусилова успешно отражали атаки австрийцев на реке Сан. Затем переправились через Сан и вели упорные бои за карпатские перевалы. К 7 ноября 24-й корпус 8-й армии сумел сбить противника с главного хребта. Но австрийцы укрепляли каждую вершину, выбивать их приходилось шаг за шагом. Русская армия сражалась в исключительно тяжёлых условиях: в летней форме (зимнюю доставить не успели), не хватало продовольствия, приходилось экономить патроны и снаряды.

Но 8-й армии удалось отбросить противника за Карпаты. О боях за перевалы и неприязненном отношении Брусилова к генералу Корнилову, несправедливо обвинившего последнего в больших потерях личного состава его дивизии и в невыполнении приказа, я уже писала по воспоминаниям Антона Ивановича Деникина.

Вот ещё строки из воспоминаний Деникина о поступке Брусилова, который мог легко переложить вину за свои промахи на чужие плечи: «Итак, поставленная  8-й  армии тактическая  задача была выполнена: мы прочно утвердились на Стыри. Но Ставка и штаб главнокомандующего обратили внимание на то, что были упущены неожиданно открывшиеся стра­тегические возможности. Следовательно, надо было найти виновного. И тут опять сказались некоторые характерные черты Брусилова.

Историю нашего прорыва в своих запи­сках он излагает так: «Два соседа, корпусные коман­диры, 30-го и 40-го, сговориться не сумели, и только друг на друга жаловались. Виновного в нерешительно­сти (!) командира 40-го корпуса (ген. Воронин) приш­лось сместить, но время было упущено, германцы успе­ли прислать серьезную поддержку своим разбитым час­тям».

Таким образом, ген. Воронин, войска которого вторг­лись глубоко в неприятельское расположение и этим со­здали, неиспользованную свыше, возможность, был отре­шен от командования, а ген. Зайончковский, не испол­нивший приказа и не тронувшийся с места во всё время прорыва, остался безнаказанным…» (А.И. Деникин «Путь русского офицера», М., «Современник», 1991 г., с. 291). В отрывке речь шла о событиях осени 1915 г.

До начала марта 1915 г. 8-я армия упорно сражалась, не давая противнику возможности прорваться к осаждённому Перемышлю. 9 (22) марта, после почти шестимесячной осады, Перемышль сдался. В плен было взято 9 генералов, 2,5 тыс. офицеров, 120 тыс. солдат и 900 орудий. А в конце марта наши войска захватили Бескидский хребет. Большие потери в войсках и отсутствие снарядов заставили 3-ю и 8-ю армии перейти к обороне.

10 апреля 1915 г., прибывший в Перемышль император, назначил Брусилова А.А. генерал-адъютантом с оставлением в занимаемой должности. После отъезда с фронта Николая II германо-австрийские войска, имея перевес в силах, начали наступление в районе Горлице. Две недели 8-я армия Брусилова обороняла Перемышль, но в ночь на 21 мая (3 июня) крепость была оставлена. Затем был оставлен Львов, армия отступала, покидая Галицию

Получив подкрепления, 8-я армия в сентябре после тяжёлого и кровопролитного боя захватила Луцк, однако Луцк удержать не смогла… Осенью на Восточном фронте наступило затишье. За кампанию 1915 г. русские войска оставили Галицию, Польшу и Литву. Затишье на фронте окончилось для генерала Брусилова А.А. назначением 17 (30) марта главнокомандующим Юго-Западного фронта.

Генерал А. А. Брусилов - главнокомандующий войсками Юго-Западного фронта, 1916 г.

Генерал А. А. Брусилов — главнокомандующий войсками Юго-Западного фронта, 1916 г.

Маневренный период войны закончился, возник­ла сплошная линия фронтов. Оборона оказалась силь­нее наступления, попытки ее прорыва были не­удачными. Возник так называемый «позиционный тупик». Брусилов А.А. ока­зался тем единственным военачальником Первой мировой войны, которому удалось добиться прорыва мощной обороны и выйти из «позиционного тупика». Он применил ранее неизвестную форму прорыва позиционного фронта, заключавшуюся в одновременном наступлении всех армий.

В мае — июле 1916 г. войска Юго-Западного фронта, возглавляемые Брусиловым, взломали обо­рону австро-венгерской армии на широком фронте и повсеместно вынудили ее к отступлению. Австро-венгерская армия понесла большие потери и была близка к полному поражению. Наступление Юго-Западного фронта, получившее название «Брусиловского прорыва» («Луцкого»), вывело войну из «позиционного ту­пика». 20 июля 1916 г. Брусилов А.А. был награждён георгиевским оружием с бриллиантами.

Из книги профессора, полковника Генерального штаба Е.Э. Месснера «Луцкий прорыв»: «Как человек, Брусилов – неуживчив, обидчив, мнителен к интригам, необъективен. Как офицер, был карьеристом, позёром, плохим товарищем. Заслуги приписывал себе, промахи – другим, но обладал твёрдой волей для отстаивания своего мнения и для жертвования в бою солдатами. Как полководец, он не имея основательной базы, не был разборчив в выборе оперативной идеи и не жалел на походе пота солдат, а в бою их крови. Но он был любимцем военного счастья, а поэтому был победителем. Счастье ему было благосклонно и в карьере, и в воевании».

Брусилов по-прежнему считал возможным не только продолжение войны, но и достижение в ней победы. В феврале 1917 г. Брусилов А.А. стал военным советником Временного правительства, а 22 мая был назначен Верховным главнокомандующим. Однако удержаться ему на этом высоком посту долго не удалось.

Гучков А.И. и Брусилов А.А.

Гучков А.И. и Брусилов А.А.

В канун наступления на фронтах назначение нового верховного главнокомандующего, популярного в армии и стране, Временное правительство надеялось использовать в своих интересах. Побывав в войсках, Брусилов узнал, что ряд частей отказывается наступать. 16 (29) июня войска Юго-Западного фронта начали артподготовку наступления.

Неожиданный для командования успех пришёл в полосе 8-й армии, которой командовал генерал Корнилов Л.Г. Её части прорвали оборону южнее, а затем и севернее Станислава. Армия наступала там же, где и три года назад, в августе 1914 г. Однако продолжить наступление не удалось из-за отсутствия боеспособных частей. Солдат охватило непреодолимое желание покончить с войной, возвратиться домой, делить помещичью землю. Разложившаяся армия была непригодна для наступления.

Генерал-адъютант Алексей Брусилов

Генерал-адъютант Алексей Брусилов

Однако Июньское наступление 1917 г. дорого обошлось русской армии. Убитыми, ранеными и пленными она потеряла около 2 тыс. офицеров и более 36 тыс. солдат. При этом серьёзно пострадала репутация Брусилова А.А. 18 июля по распоряжению Временного правительства он был отстранён от должности.

Брусилов поселился с семьёй в Москве. После Октябрьского переворота 1917 г. он остался в Советской России. Во время революционных столкновений в ноябре 1917 г. граната попала в квартиру Брусилова в Москве и взорвалась в коридоре. Генерал был тяжело ранен, раздроблена нога, пришлось долго лечиться. Брусилова хотели видеть на своей стороне руководители Белого движения – Корнилов, Деникин, бывшие его подчинённые. Брусилов отказывался, не хотел участвовать в братоубийственной войне. Его пытался убедить английский разведчик Сидней Рэйли.

ЧК арестовала генерала Брусилова, и он некоторое время находился под следствием. Алексей Алексеевич написал письмо Дзержинскому Ф.Э., который с ним побеседовал. Брусилов был отправлен под домашний арест, а потом обвинение в контрреволюционной деятельности с него было снято. Однако Брусилов не поддерживал политику большевиков, ратовал за монархию под руководством, как он сам говорил «нового Наполеона». Но личная трагедия заставила  Брусилова изменить свою позицию и встать на сторону Красной Армии.

Сын генерала Брусилова А.А. - Алексей

Сын генерала Брусилова А.А. — Алексей

В конце декабря 1919 года на страницах газеты «Боевая Правда» он прочёл короткую заметку: «В Киеве по приговору военно-полевого суда белыми расстрелян корнет Брусилов, сын известного царского генерала. Он командовал красной кавалерией и попал в плен под Орлом». Но были и другие версии гибели сына. Брусилов так и не узнал с достоверностью, где и как он погиб. Деяние это приписывали Деникину А.И., с которым у Брусилова отношения не сложились ещё со времён Февральской революции.

В Гражданской войне Брусилов участие не принимал, а когда началась Советско-польская война, он обратился с воззванием ко всем бывшим офицерам вступать в Красную Армию и бороться с поляками. Переход на сторону красных, Брусилову руководители Белого движения простить не смогли. Брусилов написал книгу в двух томах – «Мои воспоминания». В Советской России вышел первый том, а второй том, который Брусилов продиктовал своей жене, и в подлинности которого долго были сомнения, — опубликован на Западе. Во втором томе генерал не жалел укоров и возмущений в адрес не только большевистского движения, но и лично Владимира Ильича.

Брусилов А.А. в последние годы

Брусилов А.А. в последние годы

С 1919 г. Брусилов находился на службе в РККА, где занимал ряд высоких должностей, но не являвшихся командными. Бывший царский генерал был со 2 мая 1920 г. председателем Особого совещания при главнокомандующем вооруженными силами России; с июля 1922 г. главным военным инспектором коннозаводства и коневодства; с 1 февраля 1923 г. инспектором кавалерии РККА. С 15 марта 1924 г. состоял при Реввоенсовете СССР по особо важным поручениям. Скончался генерал Брусилов А.А. в Москве, 17 марта 1926 г. от воспаления лёгких.